Рыцари зеленого стола

Грустно смотреть на то, как мастеров своего дела превращают в ремесленников, день и ночь паяющих одно и то же. Как они растрачивают свой талант, продавая по десять долларов великолепные идеи, при должном умении и желании способные стать вещью в себе (и продаваться уже долларов эдак за шестьдесят). Деньги, деньги, деньги. Быстро, быстро, быстро. Как в том анекдоте: - Бармен, давай наливай быстрее, пока не началось! - А деньги где? - Ну вот, началось...

Торговля виртуальной наркотой

Тенденция продавать мини-дополнения (они же контент-паки - названий у этого чудовищного явления хватает) через Интернет и за скромные деньги не началась, но четко проявилась с выходом Half-Life 2: Episode One. По сути, Valve не изобрели ничего нового, ибо игры через сеть продавались и до того, а адд-оны в коробках - и подавно. Но совместить обе технологии впервые удалось лишь им. Впрочем, у Bethesda степень свободы была гораздо шире - вписать в ролевую игру добротный кусок геймплея часов эдак на семь-восемь легко и просто. Выложить его в Интернете по 10 долларов за штуку - еще проще.

Чем плоха такая тенденция? Игроки со стажем любят вспоминать старые времена, когда игры были качественнее, а если уж выходил адд-он - так он всем адд-онам адд-он был. А сейчас? Разработчики, нисколько не смущаясь, называют дополнением три новых функции, пять моделей и десять текстур. А издатель выпускает этот набор вечернего рукоделия в продажу по цене, в лучшем случае в два раза ниже оригинала. Бизнес-модель, в чем-то схожая с продажей игровых консолей и наркотиков: первая доза дешевле второй.

Впрочем, Интернет не гарантирует высоких продаж, несмотря на отчаянный фанатизм поклонников игры. Неудивительно, что Valve подстраховалась, выпустив HL2:EO в "коробочную" продажу. А Bethesda поступила еще циничнее: прекрасно понимая, что Knights of the Nine на целое дополнение похож меньше, чем инфракрасная мышка на Микки Мауса, она набросала еще с десяток модификаций (стоимость некоторых на сайте не превышает и доллара!) и выбросила этот сборник в магазины. Где мы его и подобрали.

Круглый стол тысячу лет спустя

Осыпав традиционным негодованием разработчика и бизнес-модель его издателя, перейдем к сути. Как ни странно, своих десяти долларов Knights of the Nine стоит. Достаточно просто вспомнить, сколько монотонных телодвижений приходилось выполнять в заданиях самого Oblivion. Сходить в такое-то подземелье, добраться до выхода и сделать там что-нибудь этакое. Или сделать что-нибудь этакое еще в самом подземелье. Или пройти насквозь два подземелья. Неудивительно, что здравомыслящие граждане, ценящие свое мнение, забрасывали игру еще в самом начале, только лишь представив, что им предстоит. Morrowind, кстати, тоже грешил этим однообразием. А вот Knights of the Nine наверняка заинтересует даже тех, кто по чистой случайности до сих пор не стер Oblivion с винчестера.

Сам квест по прохождению занимает от трех до шести часов - в зависимости от того, сколько внимания уделять текстам и пользоваться ли подсказками и прохождениями из Интернета. В результате его активации (так уж и быть, подскажу стартовую точку - церковь в Анвиле) появляется новая фракция Order of the Nine, несколько подземелий, новая локация с парой зданий на карте, сотни новых реплик у самых различных персонажей и целый рыцарский комплект одежды, включающий в себя на выбор меч или дубинку.

Какой рыцарь не мечтает стать частью Тайного Ордена Пофиг Чего? Только самый неромантичный и прагматичный, как сухарь двухлетней выдержки. Орден Девяти был создан одним из тех рыцарей, которые свято верили в идею добра и одного парня, который когда-то уже уничтожил зло, но, увы, не до конца. Цель и устав Ордена: найти реликвии того самого парня и с их помощью добить злое существо, обитающее как в материальном, так и в духовном мирах. К сожалению, человек слаб перед пороками - и один из рыцарей предает Орден, вследствие чего вся девятка уходит в мир иной в святом ожидании того, кто придет и восстановит справедливость.

Knights of the Nine - это в первую очередь сказка. Точнее, рыцарский роман (только, увы, без прекрасных дам и драконов). В небольшом, по сути, дополнении настолько ярко раскрывается сюжет о вере в добро, о героических поступках и святом страхе. К примеру, один из рыцарей, уже найдя священную Перчатку Крестоносца (одну из реликвий), не смог сдержать эмоции и ударил попрошайку в церкви - в результате перчатка соскользнула с его руки и прокляла неудачника. Снять проклятье с его потомка - лишь малая часть цепочки квестов по сбору всего комплекта Крестоносца. Кстати, почему именно крестоносца - не объясняется, хотя все мы прекрасно знаем, что мир The Elder Scrolls не имеет никакого отношения к нашему с вами реальному миру с его крестовыми походами.

Прагматикам тоже есть чем заняться. Сам комплект Крестоносца обладает целым набором очень вкусных штук - одних только встроенных заклинаний и божественных благословлений штук пять наберется, не говоря про обычные добавления к вещам магического свойства. Безумным алхимикам будет приятно изредка наведываться в "офис Ордена", где на огороде круглосуточно растут самые разные травы и овощи. Слухи о том, что молодая секта набирает поклонников, распространяются очень быстро, а после выполнения квеста можно будет набирать из послушников помощников и пушечное мясо для своих собственных походов - никто не откажет главному рыцарю  Ордена.

Сказка для взрослых

Дополнение удачно сопровождается различными эффектами, которые развернулись во всю мощь. Исчезновение персонажей в яркой вспышке света, сражение на небесной тверди над Столицей Империи, а по-настоящему завораживающий эффект застывшего времени вообще следовало поставить целью всего квеста. Вот тут мастера из Bethesda не подвели.

С другой стороны, озвучивали игру из рук вон плохо. Либо у автора что-то со слухом, либо действительно на все мужские голоса приходится от силы два-три актера, а реплик у героев там более чем достаточно - практически каждый NPC в каждом городе имеет свое мнение по поводу Ордена Девяти. И когда юный хай-эльф говорит ровно тем же голосом, что и убеленный сединами человек, становится немного по себе.

Можно сказать, что владельцам PC повезло - по крайней мере, я не заметил ошибок в процессе выполнения квеста. А вот владельцам Xbox360, которые могут купить дополнение исключительно через Интернет-сервис Oblivion Downloads, завидовать нельзя ни в коем случае - на форумах вовсю обсуждают вылеты и просто нежелание игры запускаться.

Как уже говорилось выше, свои десять долларов Knights of the Nine отработала до последнего цента. Фанаты Oblivion могут смело умножать это число в два раза - уж в их-то глазах это дополнение поистине бесценно.